Вверх страницы

Вниз страницы
Чтобы попасть на север, ты должна отправиться на юг, чтобы попасть на запад – нужно пойти на восток. Чтобы продвинуться вперёд, ты должна вернуться назад, чтобы обрести свет – нужно пройти через тень. [q.] A Dance with Dragons

Valar Morghulis

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Valar Morghulis » ЦИТАДЕЛЬ » Рыцари


Рыцари

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Рыцарь — тяжеловооруженный конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящий ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетенной с верой в Семерых. Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса, стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжелая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств, а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых — увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.
К рыцарям обращаются «сир» (англ. ser). Звание рыцаря не является наследственным и не означает дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию и, в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем — и герб. Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов — рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами.

История и распространение рыцарства

Рыцарскую традицию принесли в Вестерос андалы, и закрепилась она на завоеванных андалами землях. Не вполне ясно, как выглядели рыцари времен андальского завоевания и насколько они отличались от современных, однако тяжелая кавалерия, облаченная в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои — например, Аррис Аррен — носят в преданиях титул «сир». Впрочем, известно, что исторические книги Вестероса полны анахронизмов и несообразностей, в том числе рыцарей, якобы совершавших подвиги за тысячу лет до того, как вообще появилось рыцарство.
Ко временам саги центром рыцарской традиции в Семи королевствах был Простор. Здесь рыцарство ценится выше всего, требования к рыцарям наиболее строги, а правила турниров отличаются наибольшей жесткостью и неизменностью.
В то же самое время на Севере и Железных Островах, населенных потомками Первых Людей, рыцарская традиция не прижилась, и рыцари там редки. Это связано не в последнюю очередь с религиозными соображениями: рыцарская культура, рыцарские обеты, обряд посвящения в рыцари тесно связаны с верой в Семерых, и окраины государства, где распространены другие религии — вера в Старых Богов на Севере и вера в Утонувшего Бога на Железных Островах — рыцарскую традицию не приняли.
Напротив, в Дорне, население которого составляли перемешавшиеся с андалами потомки ройнаров, рыцарские традиции были успешно привиты и дали немало выдающихся образцов рыцарства, таких, как Эртур Дейн и Ливен Мартелл. Считается, что дорнийцы — лучшие турнирные бойцы во всем государстве.
За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых. На землях Вольных Городов рыцари — эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам — занимаются в основном наемничеством, воююя то за один Вольный Город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену, а Осмунд Кэттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров, воюя то за Лисс, то за Тирош. В наемном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей.

Качества рыцаря

Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.
Рыцарь должен:
● быть сильным и умелым воином, хорошо драться на мечах, копьях и топорах, быть искусным наездником;
● проявлять доблесть в бою, сохранять боевой дух и не проявлять трусости, будучи побежденным — не кричать от боли и не молить о пощаде;
● быть справедливым и выступать на стороне правого против неправого;
● защищать слабых, особенно детей и женщин, которые не могут защитить себя сами, не обижать их;
● чтить богов, защищать веру в Семерых, ее служителей и храмы; впрочем, к излишней набожности многие рыцари относились как к признаку слабости;
● на войне подчиняться приказам командиров и начальников, принеся кому-то присягу — проявлять верность, защищать господина любой ценой, исполнять его приказы и говорить ему только правду;
● сражаться за державу и защищать ее от врагов;
● быть учтивым и любезным, особенно по отношению к женщинам;
● проявлять щедрость и великодушие; вернуть побежденному противнику его доспехи и коня без выкупа или послать к раненому собственного врача — крайне достойный поступок;

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени — только подходили и гладили.
Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля — славная смерть для рыцаря.
Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе. Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин. Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч — рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы. Рыцарь не должен целовать даму без ее разрешения.
Клятва своей рыцарской честью священна, слово рыцаря многого стоит. Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам. Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишен рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник.
Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться. Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора. Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побежденному потерей рыцарского звания. Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря.

0

2

Пажи и оруженосцы

Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью — дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи (англ. page) и виночерпии (англ. cup-bearer), и это занятие считается почетным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утесе Кастерли, а Мерретт Фрей — в замке Кракехоллов. Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу — сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью, ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.
Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну — к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет — он становится оруженосцем (англ. squire) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности все зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем. Напротив, Арлан Пеннитри, даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копье, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда — меньше».
Проявивший себя оруженосец может быть посвящен в рыцари к совершеннолетию, хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше — Джейме Ланнистер, например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни.
Наличие оруженосца было для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри, могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределенном будущем — посвятить в рыцари. Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов — например, у Самнера Кракехолла было не менее четырех оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея, а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода — Льюиса Пайпера, Гарретта Пэга и Джосмина Пекльдона. Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда — как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла — она обращается в гомосексуальную связь.
Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет, и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины. Такие люди не становятся рыцарями никогда — часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим.

Посвящение в рыцари

Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари. Обычный способ стать рыцарем — с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознагражденных за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящен в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Грейджоя.
Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь — как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии, принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Кракехоллу, но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящен в рыцари королем Эйгоном V Таргариеном. Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рэйгар Таргариен. Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной — больше шестисот человек — были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии: Бэйлоном Сванном, Мерином Трэнтом и Осмундом Кэттлблэком, хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей.
Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда. Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями. Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры — безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей. Однако Берик Дондаррион, руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд — Братство без Знамен — от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов.
Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога — Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Септа Бэйлора, в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти.
Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону и быть помазан, согласно обряду Семерых, семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон, что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона. Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями.
В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнаженным мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых. Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты.

« – Раймун из дома Фоссовеев, – начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, – именем Воителя обязую тебя быть храбрым. – Меч лег на левое плечо. – Именем Отца обязую тебя быть справедливым. – Снова на правое. – Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. – Левое плечо. – Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин… »
— Межевой рыцарь

Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «...быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну». Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и с куда меньшей вероятностью — обет во имя седьмого божьего лика — Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.
Берик Дондаррион при посвящении Джендри использовал другую, краткую и политкорректную формулу, упоминающую Семерых лишь вскользь как «богов», чтобы не смущать присутствующих поклонников Рглора, и особенно Тороса из Мира, которому Берик был обязан жизнью:

« — Клянешься ли ты, Джендри, перед лицом богов и людей защищать тех, кто сам себя защитить не может, особенно женщин и детей, повиноваться своим капитанам, своему сюзерену и своему королю, храбро сражаться в случае нужды и выполнять все другие работы, какими бы трудными, незавидными и опасными они ни были? »
— Буря мечей, Арья VII

После того, как посвящаемый именем богов клянется исполнять эти обеты, рыцарь снова ударяет посвящаемого по плечу и произносит: «Встань же, сир <имя>». Именно с этого момента посвящаемый становится рыцарем, может подняться с колен и застегнуть на себе пояс с мечом.
Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклоненного посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили Дункан Высокий, Ролли Дакфилд и Осмунд Кэттлблэк (если последний вообще был когда-либо посвящен в рыцари). Тем не менее, уже это усеченное посвящение дает человеку право считать себя рыцарем.
Если посвященный в рыцари ранее был простолюдином и не имел ни фамилии, ни герба, за ним остается право придумать себе оригинальные фамилию и герб самостоятельно. Так, Дункан, отличавшийся огромным ростом, назвал себя Высоким, а Ролли, будучи посвященным в рыцари посреди чистого поля и увидевший там пролетающих уток, не нашел ничего лучшего, чем взять себе фамилию Дакфилд (утиное поле).

0

3

Межевые рыцари

Далеко не все рыцари богаты и владеют землей. Нередко в рыцари посвящают людей, которые не имеют земли, замка, состоятельных родственников и вообще каких-либо источников дохода, кроме собственно военной службы. Главное достояние такого рыцаря заключается в лошадях и оружии. Если такой рыцарь еще и не находится у кого-нибудь на постоянной службе, а странствует по стране от одного временного нанимателя к другому, он называется межевым (hedge knight, в переводе Соколова — засечным). Большинство межевых рыцарей крайне бедно, но гордость не позволяет им оставить занятие рыцаря и заниматься торговлей или ремеслом.

« Единственной известной ему жизнью была жизнь межевого рыцаря, который кочует от замка к замку, нанимается на службу то к одному барону, то к другому, сражается за своего господина и ест за его столом, пока война не кончится, а потом отправляется дальше. Время от времени, хотя и не столь часто, случаются турниры, а в голодные зимы межевые рыцари порой и разбоем промышляют, хотя старик никогда этого не делал. »
— Межевой рыцарь

Слово «межа» означает границу между землевладениями; в Вестеросе — особенно в Просторе — такие границы часто размечали живыми изгородями, и межевые рыцари, не имея крыши над головой, могут ночевать под такими изгородями.
В отличие от средневековой Европы, безземельные рыцари в Вестеросе не имеют возможности отправиться в крестовый поход или вступить в военно-духовный орден, поскольку Семь королевств за свою новейшую историю почти не вели внешних войн, а духовные ордена были запрещены Джэйхэйрисом I Таргариеном. Поэтому межевые рыцари скорее напоминают средневековых японских ронинов — самураев, по тем или иным причинам оставшихся без постоянной службы, бежавших с земель своего сюзерена и скитающихся по стране. После возрождения ордена Сынов Воина многие межевые рыцари вступили в этот орден.
Положение межевых рыцарей незавидно — они хоть и именуют себя рыцарями, но стоят немногим выше простонародья. Торговцы относятся к ним подозрительно, кастеляны замков считают «в лучшем случае вооруженными попрошайками, в худшем — разбойниками». Любой лорд, пользуясь своим правом петли и темницы, может повесить забредшего на его земли межевого рыцаря по обвинению в вооруженном разбое — что частенько было вполне справедливо. Существует поговорка: «Межевой рыцарь и разбойник — две стороны одного меча». Благородные рыцари и лорды не относятся к межевым рыцарям как к равным, скорее как к прислуге, и в походе редко приглашают межевых рыцарей ехать рядом с собой. Лорды могут отказать межевым рыцарям в гостеприимстве, но не в день свадьбы — считается, что такой отказ приносит несчастье. На пирах межевых рыцарей сажают ниже соли, ближе к дверям, чем к помосту с хозяевами и важными гостями. Межевые рыцари часто увязываются за армиями и королевскими процессиями в надежде поступить к королю на службу.
Лорд может выдать дочь за межевого рыцаря, но это наихудшее замужество для дворянки, какое только можно представить, совершаемое в знак крайнего пренебрежения или в скандальных обстоятельствах.
Хотя все рыцари имеют право носить герб, гербы межевых рыцарей не заносят в геральдические книги — туда попадают только гербы лордов и победителей турниров. Проигрыш безвестному межевому рыцарю на турнире считается для лорда позором, поэтому межевых рыцарей, если уж их допускают до турнира, ставят преимущественно друг против друга.
На войне межевые рыцари могут взять в плен знатных противников и разбогатеть на выкупе — так, Харрион Карстарк был пленником какого-то межевого рыцаря. В мирное время межевой рыцарь может быть профессиональным турнирным бойцом, ездя от одного турнира к другому, выигрывая награды и зарабатывая на ставках против себя, как это делал сир Ютор Андерлиф.
Арлан Пеннитри, сам межевой рыцарь, говаривал о себе подобных так:

« Межевой рыцарь – это самый настоящий рыцарь и есть, – сказал ему когда-то старик. – Другие рыцари служат лордам, которые их содержат или жалуют их землей, а мы служим кому хотим, делу, в которое верим. Каждый рыцарь дает обет защищать слабых и невинных, но мы, сдается мне, исполняем его лучше других. »

Присягнувшие рыцари

Большинство небогатых рыцарей находятся на постоянной службе у лордов или других рыцарей в роли присягнувших воинов (sworn swords). Присягнувшие воины не обязательно являются рыцарями, но это и не наемники (sellswords), которых с нанимателем не связывало ничего, кроме денег. Личная присяга обязывает рыцаря служить господину, говорить ему правду, повиноваться ему, охранять его и сражаться за него в случае нужды. Со своей стороны господин обеспечивает присягнувших воинов кровом, пищей и — не всегда — денежным жалованьем. Присягнувший одному господину рыцарь уже не может перейти на службу к другому, пока его не освободят от присяги.

« Если ты ешь мясо за столом лорда и пьешь его мед, — говаривал сир Арлан, — все твои поступки сказываются на нем. Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда — меньше. Никогда не увиливай от трудных задач, а в первую голову — не позорь лорда, которому служишь.»
— Присяжный рыцарь

Лорды и богатые рыцари, такие, как Киван Ланнистер или Темплтоны, могут держать на службе сотни служилых рыцарей. Киван Ланнистер сам был рыцарем на службе у своего брата Тайвина; при этом Киван держал уже у себя на службе двести рыцарей и мог при надобности удвоить это число.

Рыцари-ленники

За службу присягнувший рыцарь может быть вознагражден земельным наделом с крестьянами и передавать эту землю и доходы от нее по наследству. Таким образом, рыцарь становится мелким феодалом, рыцарем-ленником (landed knight). Собственная земля и крестьяне делают рыцаря финансово независимым — он может уже не нести постоянной службы при дворе сюзерена, а заниматься мирным хозяйством в своем имении и даже брать к себе на службу присягнувших рыцарей победнее, как это делал сир Юстас Осгрей. Многие благородные дома Семи Королевств — это не более чем семейства рыцарей-ленников; среди вассалов крупных лордов их на порядки больше, чем лордов помельче. Мандерли, сами вассалы Старков, числят среди своих вассалов дюжину мелких лордов и сотню рыцарей-ленников, у Осгреев в период их наибольшей мощи в вассалах ходили двадцать мелких лордов и сто рыцарей-землевладельцев.
Во время войны рыцарь-ленник, как повелевает ему вассальный долг, обязан явиться на службу к сюзерену с теми силами, которые он сможет собрать в своих владениях. Так, Титос Ланнистер сделал спасшего ему жизнь псаря Клигана своим вассалом-землевладельцем, пожаловав ему земли и замок; внук псаря, рыцарь-ленник Григор Клиган, служил Тайвину Ланнистеру в качестве одного из военных командиров.
Впавшие в немилость лорды могут лишиться своего звания и также превратиться в рыцарей-ленников. Подобная история случилась с Коннингтонами: если Джон Коннингтон был лордом и десницей при короле Эйрисе II Таргариене, то унаследовавший Гнездо Грифона и остатки земель своего дяди Роннет Коннингтон именовался всего лишь Рыцарем Грифонов.
Юстас Осгрей владел тремя деревнями, впрочем, маленькими, безымянными и способными в сумме выставить только восьмерых годных в солдаты мужчин. Рыцари-ленники братья Уоды, присягнувшие на верность Уэнтам из Харренхолла, владели холмами на границе Речных Земель с Королевскими.
Богатые рыцари-ленники могут владеть замками и множеством деревень, таким образом, во всем превосходя мелких лордов и будучи лордами во всем, кроме титула. Так, Рыцарь Девяти Звезд Саймонд Темплтон во время конфликта лордов Долины с Петиром Бейлишем собрал и привел к Воротам Луны армию из тысячи человек. Для сравнения, у самого лорда Бейлиша в его безымянном владении на Перстах было всего четверо слуг и ровно один стражник, а в деревне на острове — дюжина крестьянских семей. Впрочем, рыцарь-ленник, даже богатый и знаменитый — не пара принцессе королевской крови, а дочери рыцаря-ленника — не пара принцу.

0


Вы здесь » Valar Morghulis » ЦИТАДЕЛЬ » Рыцари


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно